Практика Шамбхави Махамудра — путь к счастью и осознанности

Шамбхави-мудра имеет сходство с Агочари-мудрой, которая переводится как «взгляд на кончик носа». Основная отличительная особенность заключается в концентрации взгляда не на кончике носа, а на точке между бровями. Она имеет не меньше достоинств, чем Агочари-мудра, и также хороша.

Эти мудры являются неотделимой частью крийя-йоги, поэтому нужно достигнуть необходимого уровня подготовки в их практике, при котором можно будет начать изучать и заниматься крийя-йогой.

Несмотря на то, что это мудра, ее можно практиковать как самостоятельную медитацию. Ее часто можно встретить в практиках для открытия “третьего глаза”. Занимаясь в течение долгого периода, можно добиться тех же результатов, как и при выполнении иных медитаций.

Мудры и бандхи. Техника выполнения

Опубликован 31 августа, 2010 Раздел йога
Мудры и бандхи — психофизические позиции, широко применяемые в йогической практике для контролирования психических состояний и связанных с ними явлений.

Мудры отличаются от асан тем, что обеспечивают углубленную целенаправленную проработку органов и систем. И если собственно асаны действуют на организм человека главным образом через опорно-двигательный аппарат и нервную систему, то основными объектами воздействия мудр в плотном теле являются железы внутренней секреции и распределение крови. Это обусловлено огромной важностью роли эндокринной системы в общей регуляции и согласовании функций всех органов и роли кровообращения в доставке и распределении выделений желез внутренней секреции.

Существует большое разнообразие мудр, начиная от простых позиций рук и пальцев и кончая сложными методами и тонкими техниками концентрации ума.

«Бандха» в переводе с санскрита означает «связывать», «управлять», «блокировать», «держать», «соединять» и «сокращать» одновременно. В йогической практике и, в частности, в пранаяме под бандхой понимаются разнообразные мышечные сокращения с целью повлиять на кровообращение, нервную систему и железы внутренней секреции.

С точки зрения теории йоги, цель бандх заключается в пробуждении тонкой пранической энергии, присутствующей в наших телах, и управлении этой энергией.

Бандхи — это совокупность внутренних зажимов, или замков, предназначенных для удержания пранической или психической энергии внутри определённых зон тела для того, чтобы спресованная сила могла быть направлена и использована по назначению там и тогда, где и когда это необходимо. Без знания мудр и бандх ученик будет действовать в очень ограниченном диапазоне медитативной технологии и не сможет прогрессировать.

На этой странице включено лишь незначительное количество мудр и бандх, ориентированных на предварительную подготовку к медитации.

Большинство мудр и бандх обладают мощной силой и поэтому их следует осваивать постепенно и осторожно, внимательно наблюдая за их действием, чтобы не навредить телу или уму. Если во время практики возникает какая-то проблема с выполнением мудр и бандх или малейший физический дискомфорт, необходимо прервать практику до тех пор, пока не найдёте квалифицированного руководителя.

Аджна-чакра

Слово «Аджна» значит «команда». Эта чакра управляет всеми телесными системами и сознанием. Она отвечает за знание на уровне интуиции.

В Индии женщины рисуют между бровей красную точку, а мужчины – вертикальную чёрточку для пробуждения аджны и развития высшего сознания.

Это место используется для сосредоточения при выполнении шамбхави мудры. Оно находится в одной проекции с шишковидной железой.

Считается, что пока гипофиз подчиняется ей, человек ментально и физически здоров. Как только гипофиз берёт верх над шишковидной железой, в теле и в духовной сфере человека начинается полный разлад.

чакры человека

Нарушается метаболизм и катаболизм, работа всех желез, что характеризуется общим нездоровьем. Поэтому важно держать под контролем аджна-чакру, и это возможно путём медитации.

Набхи-мудра — символ нёба

кхечари мудра

Набхи-мудра заключается в касании нёба кончиком языка. Этот прием используется для замыкания определенных контуров циркуляции праны в системе каналов тонкого тела и выполняется постоянно в течение всей практики всех упражнений.

Существует три основных варианта Набхи-мудры: Вайю-набхи-мудра, Агни-набхи-мудра и Джала- или Сома-дхара-наб-хи-мудра.

Вайю-набхи-мудра

— это касание кончиком языка твердого нёба непосредственно над верхней десной. Именно Вайю-набхи-мудра удерживается все время при практике любых упражнений, кроме тех случаев, когда предписано иное положение языка. Замыкает контур циркуляции Вайю-праны — силы воздуха, имеющей ключевое значение для общего управления процессами, происходящими в тонком теле.

Агни-набхи-мудра

— касание кончиком языка твердого нёба в том месте, где оно переходит в мягкое нёбо. Применяется при практике мудр и пранаям, когда необходим импульс нисходящего потока огня.

Джала- или Сома-дхара-набхи-мудра

— это касание мягкого нёба как можно ближе к глотке. Применяется при практике пранаям и созерцательных техник, когда необходим импульс нисходящего потока силы воды или потока Сомы. Иногда положение точек контакта несколько изменяется, и, чтобы отыскать положение точки замыкания, необходимо провести языком по нёбу в области расположения той или иной точки. При достижении точного места контакта тело ощутит нисходящий поток — внутренний «дождь» или «душ», по поверхности кожи «пробегут мурашки».

После выполнения каждой асаны или блока асан необходимо некоторое время посидеть неподвижно с вертикальным прямым позвоночником, дождавшись прохождения по телу пранического импульса. Если ощущение не появляется, следует несколько раз провести по нёбу языком от верхних зубов до глотки и обратно, т. е. выполнить последовательно все три варианта Набхи-мудры, один из которых непременно «сработает», указав на то, поток силы какой стихии и какую цепь энергетических каналов тело предпочитает использовать для саморегуляции в данном конкретном случае.

Действие:

Набхи-мудра в варианте Вайю-набхи-мудры есть необходимый элемент практики всех асан, имеющий большое значение для придания им качества психоэнергетических практик. Кроме того, изучение Набхи-мудры позволяет практикующему реально ощутить пранические потоки в теле. Данный эффект Набхи-мудры в значительной степени усиливается, если ее совмещают с несколькими напряженными круговыми движениями плечевых суставов назад или вперед.

Польза

Главной целью является объединение праны (энергия Космоса и жизни) и апаны (энергия выделительных процессов) в чакре манипура (сакра солнечного сплетения). Данная техника великого замка приводит к слиянию этих двух энергий.

Помимо этого, упражнение обладает рядом положительных характеристик:

  • массаж внутренних органов;
  • предотвращение застоев в кровеносной системе;
  • стимуляция корректного функционирования нервной системы;
  • избавляет от импотенции и бесплодия;
  • положительно влияет на менструальный цикл;
  • сохранение энергии в некоторых частях тонкого тела;
  • оказывает положительное влияние на секрецию эндокринной железы нейрогенной группы;
  • комплексно корректирует работу всей эндокринной системы;
  • замедляет процессы старения;
  • вырабатывает сосредоточенность ума.

Гьян мудра (Джняна-мудра)

(символическая печать медитации и некоторых упражнений пранаямы)

Техника исполнения:

Сядьте в медитативную асану. Согните указательные пальцы обеих рук так, чтобы своими ногтями они упёрлись к внутренним сторонам больших пальцев. Вытяните остальные три пальца каждой руки так, чтобы они были слегка расставлены. Поместите руки на колени ладонями вниз таким образом, чтобы все пальцы указывали на пол перед коленями. Некоторые предпочитают выполнять гьян мудру так, чтобы большие пальцы просто касались кончиков указательных. Это также верно.

Мудра «Поднимающая»

Соединить обе ладони, скрестить пальцы между собой. Отставить большой палец одной руки и окружить большим и указательным пальцами другой руки. Выполнять, меняя, в течение 5–10 минут на каждую руку, при этом акцентировать на большом пальце.

Необходимо соблюдать диету во время использования мудры, желательно убрать лишний вес. Нельзя применять мудру слишком долго и часто, может вызвать апатию.

Мудра рекомендуется, если человек страдает простудными заболеваниями, воспалением горла, воспалением легких, кашлем, насморком, гайморитом. Способствует быстрому выздоровлению, повышению иммунитета, защитных сил организма.

Мудра открывает центральный канал кундалини для подключения к системному сигналу, энергетические тела наполняются энергией.

Насагара мудра

Насагра мудра означает «носовая мудра», используемая во время пранаямы в медитативной асане. Цель мудры — перекрыть одну из ноздрей так, чтобы можно было бы вдыхать или выдыхать через другую ноздрю, как предписано правилами пранаямы.

Техника исполнения:

Сесть в медитативную позу. Опустить левую руку на левое колено в гьян или чин мудре. Держите правую руку перед лицом. Разместите кончики среднего и указательного пальцев правой руки на лбу, в области межбровья. Эти два пальца должны быть выпрямлены. Большой палец у правой ноздри, а безымянный у левой. Эти пальцы используются для манипулирования ноздрями. Мизинец бездействует. Локоть правой руки перед грудью, а рука от локтя до кисти стоит почти вертикально. Некоторые практикующие подвешивают локоть правой руки повязкой вокруг шеи, чтобы рука не уставала в течение долгой пранаямы. Насагра мудру можно выполнять и левой рукой.

Мудра земли

Соединить подушечки безымянного и большого пальца, немного надавливая, остальные пальцы – выпрямить. Выполнить двумя руками.

Наши тела строятся из первоэлементов Земли. Склонность к заболеваниям, а также тип личности может определяться по стихиям, одна из которых Земля. Поэтому мудру выполняют: если у вас ухудшилось психофизическое состояние организма, во время стресса. При выполнении мудры происходит объективная оценка собственной личности, человек начинает доверять себе, активизируется защита от отрицательных внешних воздействий.

Задействуются следующие чакры:

  • седьмая (снизу) — Сахасрара;
  • третья (снизу) – Манипура.

Гармонизируется и активируется астральное тело.

Йони мудра

Йони мудра означает «исходная позиция», но эта мудра известна также, как шанмукхи мудра, т.е. «позиция девяти врат», используемая кундалини йогой.

Техника исполнения:

Сядьте в падмасану, сиддхасану или сиддха йони асану. Вдохните медленно и глубоко. Удерживая вдох, поднимите руки к лицу. Закройте уши большими пальцами, глаза указательными, ноздри средними, а безымянные и мизинцы над и под губами, чтобы запечатать рот. Удерживая дыхание внутри, насколько это возможно, сконцентрируйте своё внимание на бинду чакре. Освободите средние пальцы от контакта с ноздрями, и медленно выдохните и вдохните опять. Снова запечатайте ноздри и продолжайте в том же духе.

Предостережение:

Эта мудра использует кумбхаку (т.е. задержку дыхания) и потому следует её выполнять очень осторожно.
Польза:
Мудра помогает отвлечь внимание (процесс пратьяхары) и погрузить ум в самого себя.

Мудра жизни

Соединить подушечками безымянный палец, большой палец и мизинец, другие пальцы выпрямить и оставить в свободном положении. Выполнять одновременно двумя руками.

При выполнении этой мудры у вас повысится работоспособность, состояние станет бодрым, улучшится общее самочувствие, произойдёт выравнивание энергетического потенциала во всём организме, подъём жизненных сил, появится выносливость. Выполнение этой мудры выравнивает энергетический потенциал всего организма, способствует усилению его жизненных сил. Повышает работоспособность, даёт бодрость, выносливость, улучшает общее самочувствие.

Применять мудру стоит при истощении и усталости. Кроме того, она положительно сказывается на зрении, способствует повышению его остроты, помогает при лечении различных заболеваний глаз. А также устраняет нервозность — признак слабости, поскольку с наделением жизненной силы благоприятно влияет на самочувствие. Устраняет нежелательную сонливость.

Задействуются следующие чакры:

  • седьмая (снизу) – Сахасрара;
  • третья (снизу) – Манипура;
  • вторая (снизу) – Свадхистана;
  • первая (снизу) – Муладхара.
    Активизируется весь организм.

Кхечари мудра

Кхечари мудра буквально означает «позиция взлёта вверх». Мудра используется, как одна из наиболее основных, в более сложных и совершенных медитативных техниках, в которых мастерство выполнения кхечари мудры является предпосылкой для практики кундалини йоги. Известны две формы кхечари мудры: хатха йогическая форма и раджа йогическая форма. Хатха йоги-ческая форма не должна исполняться учеником без опытного руководства учителя, и читателю следует понять её связь с раджа йогической или естественной формой кхечари мудры.

Техника исполнения:

ТЕХНИКА ХАТХА ЙОГИЧЕСКОЙ ФОРМЫ Как уже упоминалось, эта форма выполняется только более квалифицированными учениками и под присмотром опытного гуру. Практика требует огромной настойчивости и терпения. Каждую неделю подрезают сухожилия под языком. Для этого прибегают к хирургическому вмешательству или к остро отточенному камню. Язык постоянно массируют, ежедневно смачивая его молоком. Можно использовать и растительное масло или иной, безвредный тип смазки.

Процесс продолжается в течение многих месяцев, пока язык коснётся кончиком межбровного центра. Когда язык достиг требуемой длины, начинают практиковать полную кхечари мудру. Повернуть язык в обратном направлении в сторону глотки. Язык осторожно скользит к верхней полости нёба так далеко, насколько это возможно. Язык блокирует воздушные проходы, тогда пробуждается центр, известный, как лалана чакра.

ТЕХНИКА РАДЖА ЙОГИЧЕСКОЙ ФОРМЫ Закройте рот. Сверните язык в обратном направлении так, чтобы его нижняя поверхность дотрагивалась до нёба. Попытайтесь донести кончик языка так далеко, как это возможно без напряжения. В этой позиции можно выполнять по выбору удджайи пранаяму. Выполняйте её столько, сколько желаете. Если почувствуете дискомфорт, расслабьте язык, отдохните и повторите языковый замок. Постепенно, с практикой, язык сможет проскользнуть в пазухи нёба, стимулируя нервные центры головного мозга.

Дыхание:

Начинающие могут дышать естественно и спонтанно. Через несколько недель или месяцев они смогут попытаться постепенно снижать дыхательный ритм, пока он не достигнет соотношения 5 — 8 вздохов в минуту (вздох = выдох + вдох). Под руководством опытного руководителя дыхательный ритм можно понизить ещё больше.
Предостережение:
Напоминаем, не пытайтесь пробовать хатха йогическую форму без опытного руководства. Если кхечари мудру выполнять во время физических упражнений, во рту может выделиться горькая секреция, которая не приносит пользы. Поэтому практиканту рекомендуется немедленно прекратить эту практику.
Польза:
Мудра оказывает на человека сильное воздействие. Над нёбом, т.е. на обратной стороне его, расположены определённые железы и точки, которые контролируют деятельность человеческого тела. Секреции начинают выделяться при давлении языка на эту область, что благотворно влияет на общее оздоровление. При этом продуцируется и слюна, которая устраняет жажду и голод. Известно, что йоги способны продолжительное время сохранять жизнеспособность тела после их захоронения глубоко под землей. Они могут поддерживать дыхание так долго, как пожелают. Мудра пробуждает кундалини шакти, что способствует сохранению жизненной энергии. Практика кхечари мудры в её полном исполнении может привести к отделению астрального тела от физического и перемещению сознания в акашу (пространство между астральным планом и физическим). В древних йоги-ческих текстах эта мудра рассматривалась, как одна из наиболее важных мудр.

САРАСВАТИ Свами Сатьянанда, САРАСВАТИ Свами Муктибодхананда

«ХАТАХА-ЙОГА ПРАДИПИКА»

Об авторах

Свами Сатьянанда Сарасвати

Свами Сатьянанда Сарасвати родился в 1923 году в маленьком городке около Алморы, штат Уттар Прадеш, у подножия Гималаев. В детстве он проявлял неординарные способности и имел свое первое духовное переживание в возрасте шести лет. Он был благословлен многими мудрецами и садху, проходившими мимо его дома на своем пути к более возвышенным областям Гималаев. Они зародили в нем интенсивное желание достичь тех же духовных высот и вызвали в нем сильное ощущение вайрагьи (отсутствия мирских желаний и привязанностей), что было замечательно для столь молодого человека.

В девятнадцать лет он оставил семью и дом и отправился на поиски своего гуру. Спустя некоторое время, в 1943 году, он прибыл в Ришикеш, где встретил своего духовного учителя Свами Шивананду. В течение двенадцати лет, проведенных со своим гуру, Свами Сатьянанда в такой степени погрузился в карма-йогу, что Свами Шивананда сказал, что он выполняет работу четырех человек. Как идеальный ученик, Свами Сатьянанда работал от восхода солнца до позднего вечера, беря на себя любую работу — от уборки до организации ашрама. Служение своему гуру было его страстью и его радостью.

Хотя у Свами Сатьянанды был весьма развитый интеллект и его гуру считал его многосторонне одаренным человеком, его учение шло в основном не от инструкций учителя или обучения в ашраме. Его вера была направлена на выполнение лишь одного указания гуру: «Работай тяжело, и ты очистишься. Ты не должен привносить свет; свет раскроется внутри тебя». И это действительно случилось. Он обрел просветленное понимание секретов духовной жизни и с тех пор стал великим авторитетом по хатха-йоге, тантре и кундалини.

Проведя двенадцать лет со своим гуру, Свами Сатьянанда стал вести жизнь паривраджаки (скитающегося по религиозным убеждениям человека), и в течение восьми лет интенсивно странствовал, путешествуя по Индии, Афганистану, Бирме, Непалу и Цейлону. За это время он встретил многих великих святых и йогов, а также проводил много времени в уединении, формулируя и совершенствуя йогические техники, которые могли бы облегчить страдания человечества.

В 1963 его призвание стало очевидным для него, и он основал Международное движение йоги, а поскольку его миссия стала понятной ему, когда он пребывал в Мунгере, он остался здесь, около Ганги, и основал Бихарскую школу йоги, чтобы помочь большему числу людей на их духовном пути. Вскоре к нему стали прибывать ученики со всей Индии и из-за границы, и учение Свами Сатьянанды быстро распространялось по миру.

В 1968 году он предпринял поездку по всему миру с целью популяризации древних йогических практик среди людей всех каст, вероучений, религий и национальностей. С тех пор Свами Сатьянанда стал широко известным на всех континентах и стал ведущим разъяснителем йоги и тантры, ведя за собой миллионы духовно ищущих и вдохновляя работу многих ашрамов и центров по всему миру. В течение последних семнадцати лет он делил свое время между поездками по миру, поездками по Индии и пребыванием в Мунгере.

В 1984 году Свами Сатьянанда основал две независимые организации: «Шивананда Матх» и «Фонд исследований йоги», функционирующие в тесном сотрудничестве с Бихарской школой йоги.

Фонд «Шивананда Матх», основанный в память о его гуру, Свами Шивананде, представляет собой общественную и благотворительную организацию, предоставляющую стипендии для получения высшего образования представителям непривилегированных слоев населения. Другие проекты фонда включают в себя бесплатную медицинскую помощь, операционную медицинскую помощь и создание банка крови, а также бурение артезианских скважин в сельских местностях.

«Фонд исследований йоги» был организован с целью проведения исследований древних йогических и тантрических практик с позиций современной науки. Фонд содержит обширную научную библиотеку и проводит исследования по различным аспектам йоги с помощью квалифицированных ученых со всего мира.

Свами Сатьянанда Сарасвати является автором более восьмидесяти прекрасно принимаемых книг по йоге.

Свами Муктибодхананда Сарасвати

Свами Муктибодхананда Сарасвати родилась в 1959 году в Мельбурне, Австралия. С самого детства ее приучали к йогической садхане и ашрамной жизни. В семнадцать лет она приехала в Индию, чтобы жить рядом со Свами Сатьянандой Сарасвати — ее гуру. Ее послушание гуру, преданность садхане и твердость в ней были непоколебимы.

Она выполнила исследования двух древних йогических текстов — «Свара-йога — тантрическая наука о ри — и приняла участие в написании данного комментария. Она является весьма сведущей как в научных, так и в традиционных аспектах йоги. Данная работа является результатом передачи безграничной мудрости её гуру относительно интерпретации и прояснения древнего йогического текста для современного человека.

Бихарская школа йоги

Бихарская школа йоги является основным местопребыванием Свами Сатьянанды Сарасвати и официальным центральным органом Международного движения йоги. Она была основана в 1964 году с целью предоставления возможностей овладения йогой для семейных людей, а также для санньясинов. Это уникальное учреждение стало впоследствии центром массового возврата к древним предписаниям йогической науки. В 1968 году был организован первый тренировочный курс учителей йоги для учащихся из Европы. С тех пор школа выросла в известный международный учебный центр с большим числом последователей и бесчисленными отделениями и вспомогательными центрами по всей Индии и за границей.

Сегодня Бихарская школа йоги состоит из «Ашрама Шивананды», первоначального , нового ашрамного комплекса, построенного на высоком холме, смотрящем на Гангу. Здесь, в атмосфере естественной природной красоты, среди прекрасных садов, зеленых рисовых полей и величественной панорамы Ганги появляется новое видение йогической жизни.

Техники интегральной йоги, которым здесь обучают, являются синтезом всех известных подходов к развитию человека. Опытные санньясины проводят курсы садханы и йогического лечения для групп и отдельных учащихся, как прибывших на короткое время, так и постоянно проживающих здесь. Проводятся также курсы крийя-йоги.

Важной составной частью учебного процесса являются курсы для учителей йоги. Часто проводятся месячные курсы для семейных людей, дающие им право преподавать более простые практики асаны и пранаямы членам семьи и знакомым. Существуют также и более продолжительные и более продвинутые курсы.

Бихарская школа йоги всегда была известна своей отличной подготовкой санньясинов и была одной из первых организаций, в широких масштабах предоставляющей возможность учиться иностранным санньясинам и женщинам. Специальные курсы предназначены для мальчиков и девочек в возрасте от восьми до восемнадцати лет.

В школе имеется Центр координации исследований с квалифицированным персоналом и обширной коллекцией книг и данных, в которой собрано большинство публикаций по йога-терапии и соответствующим исследованиям. Имеются собственное издательство и типография, выпускающие в свет все публикации школы. В них имеется все необходимое оборудование и работают санньясины и обитатели ашрама, выполняющие все работы — от верстки до рассылки готовой продукции.

Конференции, семинары и лекционные туры помогают распространять йогу от дома к дому, от страны к стране. Каждый год Бихарская школа йоги организовывает широкомасштабные национальные и международные конференции, проводимые Свами Сатьянандой. Кроме того, в ней имеются высококвалифицированные санньясины, которые проводят конференции, семинары и лекционные туры во всех уголках Индии и мира. Это хорошая альтернатива для людей с йогическим направлением ума, которые не в состоянии предпринять поездку в Мунгер или в какой-либо из местных ашрамов.

Основные идеи и методы хатха-йоги

В литературе по йоге имеется несколько заслуживающих доверия текстов по хатха-йоге. Среди них одним из наиболее известных является «Хатха-йога Прадипика». Другой текст, написанный йогом Горакхнатхом, известен как «Горакша Самхита». Еще один текст, «Гхеранд Самхита», написан великим мудрецом Гхерандом. Кроме вышеупомянутых имеется и четвертый основной текст, известный под названием «Хатхаратнавали», который был написан много позже Шринивасабхаттой Махайогиндрой. Считается, что все эти тексты были написаны между шестым и пятнадцатым веками нашей эры.

Шамбхави мудра

Шамбхави мудра означает «позиция Господа Шивы». Эта мудра известна также, как бхрумадхья дришти (созерцание межбровья).

Техника исполнения:

Садитесь в любую медитативную позу с прямым позвоночником и положите на колени кисти рук в чин или гьян мудре. Смотрите вперёд, зафиксировав взгляд на какой-либо точке. Затем, не поднимая головы, посмотрите вверх насколько возможно выше. Теперь сфокусируйте глаза на межбровный центр и сконцентрируйтесь на нём.

Польза:

Эта могучая техника пробуждает аджна чакру, или область соединения низшего сознания с высшим. В физическом отношении мудра укрепляет мышцы глаз, а в психическом успокаивает ум и рассеивает стресс и гнев.

Какую пользу она приносит

При регулярном её выполнении мышцы ваших глаз станут крепче, разум будет находиться в гармоничном спокойствии, а аджна-чакра получит мощное пробуждение.

Те, кто практикует шамбхави крийю хотя бы год, констатируют значительные сдвиги в лучшую сторону в умственном и эмоциональном отношении и другие важные перемены:

  • улучшается здоровье на физическом уровне;
  • осуществляется переход на более высокий энергетический уровень;
  • развивается осознанность и умение концентрироваться.

Практикующие отмечают, что со временем, что бы ни происходило вокруг, ничто не способно омрачить их ощущение непреходящего внутреннего счастья.

дерево, трава, небо

Они продвигаются ускоренными темпами по пути духовного совершенствования, и любые другие дела выполняют гораздо эффективнее, чем раньше.

Агочари мудра

Название «агочари мудра» означает «неведомая позиция». Её называют также «насикагра дришти», т.е. взгляд на кончик носа. Подобная техника используется во многих формах медитации.

Техника исполнения:

Садитесь в любую медитативную асану. Голова, шея и спина — на одной вертикальной линии. Сфокусируйте взгляд на кончик носа.

Предостережение:

Не напрягайте глаза. Постепенно, на протяжении недель и месяцев повышайте продолжительность фокусирования взгляда.
Польза:
Углубляется сила концентрации, пробуждается муладхара чакра, развивается интравертность и практикующий приближается к духовному сознанию.

Акаши мудра

Название мудры означает «позиция внутреннего пространства». К этой могучей технике следует подходить внимательно и осваивать её медленно и осторожно.

Техника исполнения:

Садитесь в любую медитативную асану. Заверните язык назад и продвиньте его кончик как можно дальше по нёбу (кхечари мудра). Выполняйте удджайи пранаяму и шамбхави мудру. Одновременно отклоните голову назад так, чтобы голова не упиралась затылком в верхнюю часть спины. Дыхание глубокое и медленное. Поначалу удджайи пранаяма будет вызывать дискомфорт в области горла, но с практикой это пройдёт.
Польза:
Эта мудра поможет практикующему войти в транс, когда техника исполнения станет безупречной. Слово «транс» здесь не следует понимать так, как его воспринимают на Западе. Йогическое понимание транса ограничивается тем, что практикующий достигает более повышенной стадии сознания. Мудра наполняет ум спокойствием и умиротворением.

Ваджроли мудра

Слово «ваджроли» означает «удар молнии», но так называется и нади (канал) в свадхистхане, сквозь который движение пра-ны соединяется с сексуальной энергией. Считается, что у мужчин, следующих тропой медитации, возникает естественная тенденция выхода духовной энергии сквозь сексуальную систему, когда сексуальные желания начинают активизироваться и требуют выхода. Однако добросовестная практика ваджроли мудры позволяет ученику взять под строгий контроль свою прану и направить её в русло пробуждения духовности.

Существуют две формы ваджроли мудры:

простая и сложная для более подготовленных. Практиковать сложную без должного руководства опасно

ТЕХНИКА ПРОСТОЙ ФОРМЫ: Садитесь в любую удобную медитативную асану. Поместите руки на коленях, закройте глаза и расслабьтесь. Постарайтесь подтянуть половые органы вверх подтягиванием и напряжением нижней части живота и сжатием мочеполовой системы. Это сокращение подобно сжатию тех мышц, которые человек приводит в движение, когда желает помочиться, но заставляет себя терпеть. В таких случаях половые органы, как у мужчин, так и у женщин продвигаются немного вверх.

ТЕХНИКА СЛОЖНОЙ ФОРМЫ: Эта техника может причинить серьёзный вред, если выполняется без опытного гуру. Серебряную трубку длиной в 12 дюймов (т.е. 30 см) вставляют в мочевой канал до семяизвержения и сквозь эту трубку поначалу поднимается вверх вода, затем молочко, мёд и другие секреции. После продолжительной практики эти секреции втягиваются сами сквозь мочеиспускательный канал без трубки. Трубку или катетер вставляют в канал сперва на глубину 2 см., затем медленно погружают его глубже и глубже, пока вся трубка по шейку не войдет внутрь.

Польза:

Эта методика очень помогает тем, кто стремится к целомудренной жизни брахмачарина. Так можно сексуальную энергию не только сохранить, но и преобразовать. Когда практика будет освоена, практикующий сможет удерживать энергию даже после её извержения в форме семени. Сублимированная энергия затем используется в высших йогических техника

Шивалинга-Мудра

Мудра заряжающая энергией. Можно использовать при усталости, неудовлетворённости, вялости и депрессии из-за нервного напряжения и постоянной нагрузки. Она может применяться для облегчения любого ожидания. Эта Мудра ускоряет процесс выздоровления, безразлично, чем вы болеете.

Техника выполнения: Поставьте правую руку, слегка сжатую в кулак, с больши́м пальцем, направленным вверх, на ладонь левой руки, сложенной в форме чаши. Пальцы левой руки держите вместе. Расположите руки на уровне живота, а локти отведите в стороны и немного вперёд. При необходимости так часто, как требуется или хочется, или 2 раза в день по 4 минуты.

Визуализации: Представьте, что левая рука — ступа, а правая — пестик. При первых вдохах мысленно отыщите причину вашего плохого самочувствия, и пусть она тёмными камушками упадёт в левую руку. Краем правой руки разотрите все камушки в мелкую пыль, а затем сдуйте с руки, как песок. Оставайтесь в сидячем положении ещё некоторое время. Пусть целительная энергия вливается через большой палец правой руки в чашу, которую олицетворяет ваша левая рука, и формируется ваш энергетический запас.

Ашвини мудра

«Ашвини мудра» означает «позиция лошади». Эту практику следует освоить до изучения мула бандхи.

Техника исполнения 1 стадии:

Сядьте в любую медитативную позу. Расслабьте всё тело и закройте глаза. Сожмите мышцы сфинктера ануса на несколько секунд. Расслабьте мышцы сфинктера ануса на несколько секунд. Повторите это, сколько можете.

Техника исполнения 2 стадии:

Сядьте, как в стадии I. Вдохните с одновременным сжатием ануса. Задержите дыхание, не расслабляя мышцы ануса. Выдохните с одновременным расслаблением ануса. Повторите столько раз, сколько можете. Практикуйте столько времени, сколько можете, если не испытываете дискомфорта. Не напрягайтесь!

Польза:

Благодаря этой технике можно научиться контролировать сфинктер ануса так, как это делает лошадь. Достигнув совершенства в этой мудре, человек способен предотвращать потерю пранической энергии и консервировать её для дальнейшего использования в конструктивных целях, направляя вверх, к высшим чакрам. Техника представляет предварительную подготовку для освоения следующего упражнения — мула бандхи.

Противопоказания

Ашвини-мудра, несмотря на простоту выполнения и безопасность, имеет ряд ограничений.

Женщинам практику нельзя выполнять во время менструации и на поздних сроках беременности. С осторожностью упражнения стоит делать людям с проблемами и заболеваниями мочеполовой системы.

Главное условие выполнения мудры — при возникновении дискомфорта стоит прекратить практику. Для Ашвини важно подобрать оптимальные асаны. А при отсутствии должной тренировки стоит отказаться от сложных положений тела.

Мула бандха

«Мула бандха» означает «корневой замок». Техника замыкает психическую энергию в высшей сфере психического тела и не позволяет ей опускаться в низшие области. Мула бандха стимулирует работу муладхара чакры ментальным (воображаемым) сокращением, пробуждающим кундалини.

Поначалу ученику предлагают сократить мышцы, связанные с муладхара чакрой, но позже, однако, точное местонахождение муладхары будет установлено самим практикующим и, когда мышечного сокращения уже не потребуется, ученик сможет просто мысленно прикасаться к требуемой точке своим осознанием. Если техника доведена до совершенства, её тонкое воздействие оказывается намного более эффективным, чем физическое сокращение мышц. Однако на первых стадиях ученикам предлагается освоить мышечные сокращения.

Техника исполнения:

Желательно сесть в ту медитативную позу, в которой колени касаются пола: сидцхасана и сиддха йони асана являются лучшими, так как давление пятками усиливает бандху. Поместите руки на колени в гьян или чин мудре. Закройте глаза и расслабьте всё тело. Сконцентрируйтесь на т.н. «спусковом крючке» муладхара чакры. Физическая точка «спусковой крючок» расположен у мужчин и у женщин по-разному: у мужчин эта точка расположена над промежностью, между гениталиями и анусом, а у женщин на шейке, соединяющей матку с влагалищем. Попытайтесь мысленно коснуться этой точки и затем сожмите её, удерживая сжатие столько, сколько сможете. Расслабьтесь. Выполните еще раз.

Замечание:

Мула бандху обычно выполняют вместе с джаландхара банд-хой, с дыханием, удерживаемым на вдохе или на выдохе.
Предостережения:
Мула бандху осваивайте не спеша, постепенно и осторожно. Не напрягайтесь!
Польза:
Мула бандха подтягивает область муладхары, расположенной между анусом и половыми органами, вверх, что значительно усиливает поток жизненной энергии апана вайю в нижних частях тела, ниже пупка, и соединяет этот поток с другим потоком жизненной энергии — прана вайей, между гортанью и сердцем, оживляя общий жизненный тонус.

Польза и противопоказания

Кроме общего оздоровления организма, повышения тонуса и увеличения сексуальной силы мудра дает целый ряд дополнительных эффектов:

  • укрепляет мышцы промежности;
  • тонизирует прямую кишку;
  • стимулирует перистальтику кишечника;
  • способствует оздоровлению мочеполовых органов;
  • помогает предотвратить гемморой и избавиться от запоров;
  • убирает риск выпадения прямой кишки;
  • усиливает поток крови в области промежности.

Противопоказаний немного:

  • нельзя делать беременным женщинам (на поздней стадии) и в периоды месячных;
  • при воспалениях мочеполовой сферы.

Для расширения энергетического потенциала дополнительно советую применять расслабление во время ходьбы, которое я выполняю уже несколько лет.

А какие вы используете средства для увеличения энергии и поддержания тонуса? Пишите в комментариях.

Ашвини — Ваджроли — Мула (комбинационно и раздельно)

Данная практика поможет ученику отличить одну технику от другой. Часто ученики не ощущают тонких различий между ашвини, ваджроли и мулой и просто напрягают все мышцы тазовой области, не понимая, какую технику они пытаются выполнить. Такое отношение к трём различным техникам может разрушить полезное действие всех трех.

Техника исполнения 1 стадии:

Сядьте в медитативную позу (желательно в сиддхасану или сиддха йони асану) с гьян или чин мудрой. Выполните простую форму ваджроли мудры и постарайтесь удерживать ваджроли до счёта 10 в медленном темпе. Освободитесь от ваджроли. Выполните мула бандху. Удержите ее до 10. В последующие дни вы можете увеличивать счёт с 10 до 15 и выше.

Техника исполнения 2 стадии:

Выполните ваджроли мудру. Добавьте к этой мудре мула бандху. Добавьте к этим двум ашвини. Удерживайте все три в течение нескольких секунд и затем поочередно освободитесь от ашвини, мулы и ваджроли.

Замечания:

Данную практику уместно выполнять лишь тогда, когда вы усвоили три техники в отдельности. Вам необходимо сконцентрироваться на разграничении трёх отдельных зон сжатия. Эта практика не связана с дыханием. Выполняйте ее ежедневно до тех пор, пока научитесь отчётливо различать одну от другой.

Джаландхара бандха

Джаландхара бандха — это «подбородочный замок», используемый для сжатия пранической силы в той части туловища, которая стимулирует энергию кундалини.

Раджа йогическая техника:

Сядьте в падмасану или в сиддхасану (сукхасана здесь неуместна, ибо колени должны касаться пола). Кто не может сесть в эти асаны, пусть делает джаландхара бандху стоя. Поместите ладони на коленные чашечки. Расслабьте тело и закройте глаза. Глубоко вдохните и, задерживая дыхание, наклоните голову вперёд, прижимая подбородок к яремной впадине груди.

Вытяните руки, упираясь в колени, и одновременно поднимите плечи вверх и вперёд, что позволит рукам оставаться в замке. Ладони удерживайте на коленях. Оставайтесь в этой позе до тех пор, пока вы сможете удерживать дыхание. Затем расслабьте плечи, согните руки, освободитесь медленно от замка и поднимите голову. Медленно выдохните. Когда дыхание нормализуется, повторите снова.

Кундалини йогическая техника:

Эта техника отличается от предыдущей тем, что выполняется без какого-либо напряжения плеч и рук. Голова просто падает вперед, и подбородок упирается в яремную впадину. В этой форме ученик мобилизует ментальные возможности внушения для осознания сжатия праны в верхней части туловища.

Замечание:

Практику можно выполнять с задержкой дыхания после выдоха. Бандха блокирует дыхание и сжимает различные органы в горле.
Предостережение:
Не совершайте вдоха или выдоха до тех пор, пока не освободились от замка, т.е. пока не подняли голову.
Ограничения:
Джаландхара бандху не должны делать люди, страдающие гипертонией, внутричерепным давлением или сердечными недомоганиями.
Польза:
Успокаивает тело и ум, снижает сердцебиение. В районе горла расположены очень чувствительные рецепторы, которые могут замедлять или убыстрять сердцебиение. Щитовидная и паращитовидная железы массируются и их функция улучшается, благотворно воздействуя на весь организм. Эта практика устраняет стрессовые состояния, снижает возможность их повторения, рассеивает гнев и беспокойство.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Ipola

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
Техника выполнения маха мудры (для женского здоровья ) — позы великой печати.

Йога — это нечто большее, чем простой комплекс упражнений. Асаны не просто укрепляют мышцы и подтягивают тело, благодаря им можно работать с энергетическими потоками. Любые блоки в потоке энергии по телу впоследствии сказываются на здоровье. Именно благодаря йоге этого можно избежать.

Есть асаны, которые направлены именно на работу с энергетическими каналами. И одна из таких асан — это маха мудра. Сегодня мы обучим тебя этой асане и расскажет о ее пользе для организма.

Йога для здоровья

Маха мудра, или поза великой печати, — это одна из легких поз йоги, которая оказывает на тело ошеломительный эффект. Ее рекомендуют выполнять при плохом пищеварении, проблемами желудочно-кишечного тракта и геморрое. Также она отлично помогает от головной боли, головокружения и потемнения в глазах.

Выполняя эту асану, ты прорабатываешь органы брюшной полости, приводя их в тонус, а также стимулируешь почки и надпочечники, уменьшаешь боли в селезенке. В целом, эта асана полезна абсолютно на всех органов брюшной полости. А еще это очень полезная асана для женщин, ее актуально практиковать при смещении или выпадении матки, а также при иных женских заболеваниях. Поза великой печати полезна для профилактики подобных заболеваний, она оказывает укрепляющее воздействие на органы малого таза.

Однако и мужчинам от нее отказываться не нужно. Маха мудра — это отличный способ предотвратить проблемы с потенцией и заболеваниями простаты. По большому счету эту асану нужно выполнять всем и каждому. Единственные противопоказания — это травмы коленей и лодыжек, а также при повышенном артериальном давлении.

Чуть ниже будет видео, в котором прекрасная девушка покажет, как выполнять эту асану, а пока давай разберемся в технике выполнения.

Сначала прими позу посоха (сидя на полу, ноги выпрямлены вперед). Согни левую ногу, затем опусти ее к полу. Стопу приложи к внутренней стороне правого бедра, образовав между правой и левой ногой прямой угол.

Теперь медленно наклоняйся вперед, руки вытяни вперед. По возможности обхвати большой палец левой ноги руками. Голову наклони так, чтобы подбородок был в ключичной ямке. С каждым выдохом наклоняйся до максимально возможной точки.

Постарайся полностью вытянуть позвоночник. В максимально возможной точке задержись и выдохни, подтягивая живот к диафрагме. Затем расслабь живот и выдохни. После вдоха задержи дыхание на пару секунд, а после вновь подтяни живот. Сделай 6–7 таких циклов дыхания. То же самое сделай с другой ногой.

Эту асану можно добавить в свою ежедневную тренировку по йоге. Можно выполнять ее одной из последних, чтобы дать телу расслабиться. Это невероятно мощная асана, после которой ты почувствуешь прилив энергии и заряд бодрости. Обязательно выполняй!

Маха Мудра https://www.youtube.com/watch?v=7d83euFQ1dU

Источник

Уддияна бандха

Слово «уддияна» буквально означает «лететь вверх». В этой бандхе диафрагма и живот как бы взлетают вверх, сжимают прану в верхней части тела и, усиливая её, заставляют ее также взлетать вверх.

Техника исполнения:

Сядьте в медитативную позу так, чтобы колени лежали на полу. Положите ладони на колени. Закройте глаза и расслабьте тело. Сделайте глубокий выдох и задержите дыхание. Выполните джаландхара бандху. Сожмите мышцы живота вовнутрь и вверх. Это окончательная позиция. Если не испытываете дискомфорта, удерживайте замок столько, сколько сможете. Затем расслабьте мышцы живота, освободитесь от джаландхара бандхи и вдохните. Когда дыхание успокоится и станет естественным, можно повторить.

Предостережение:

Практикуйте уддияну только на пустой желудок и освобождённый кишечник. Не забывайте, что перед вдохом необходимо устранить подбородочный замок и поднять голову.
Ограничения:
Эту бандху не должны практиковать люди, страдающие сердечными недомоганиями, язвой желудка и 12-перстной кишки, а также беременные женщины.

Мудра ветра

Вайю-Мудра очищает кровь, снимает артритные боли, лечит суставы, параличи, болезнь Паркинсона, хорошо действует против радикулита, ревматизма, болей в коленях, дрожания рук, шеи, головы. Улучшает газообразование, облегчает боль в шее, спине.

Задачей этой мудры является ослабление «ветра» (воздуха) в разных частях тела.

При выполнении этой мудры уже через несколько часов можно заметить значительное улучшение состояния. При хронических заболеваниях мудра должна проводиться попеременно с Мудрой Жизни. Упражнения можно прекратить после улучшения и начала исчезновения признаков заболевания (улучшения объективных показателей).

Методика исполнения: Указательный палец укладываем так, чтобы он подушечкой доставал основание большого пальца. Большим пальцем слегка придерживаем этот палец, а оставшиеся пальцы выпрямлены и расслаблены.

Маха бандха (или большой замок)

Маха бандха (или большой замок) представляет комплекс нескольких бандх: мула бандхи, джаландхара бандхи, уддияна бандхи и бахир кумбхаки (задержки дыхания после выдоха).

Техника исполнения:

Сядьте в падмасану, сиддхасану или сиддха йони асану с руками на коленях. Сделайте медленный и полный выдох. Выполните джаландхара бандху. Выполните уддияна бандху. Выполните мула бандху. Сохраняйте эту позицию, пока вам приятно. Удерживая комплекс трёх банда, можете попеременно перемещать свое внимание с одной бандхи на другую, концентрируясь на каждой. Освобождайтесь медленно от мула бандхи. Так же медленно — от уддияна бандхи. И наконец — от джаландхара бандхи. Подняв голову, попробуйте до вдоха ещё немного выдохнуть и затем вдохните. Восстановите дыхание и повторите комплекс.

Предостережение:

Маха бандха — могучая и эффективная техника. Если вы еще не освоили три бандхи в отдельности, не следует приступать к комплексу всех трёх. Кроме того, необходимо знать и предварительные стадии нади шодхана пранаямы.
Польза:
Техника стимулирует потоки психической и духовной энергий и преобразует экстравертный ум в интравертный, что приближает к медитации.

йога, йога упражнения, кундалини йога, медитация

Что это?

Маха бандха является символом великого замка, соответственно являясь одним четырех предшествующих ему замков. Данная бандха заключает в себе выполнение всех замков сразу в виде самостоятельной практики, элемента пранаямы (дыхательного комплекса) или мудры (специальные жесты и положения).

Считается, что Маха бандха предотвращает потерю сексуальной энергии, помогает систематизировать ее направление на избавление тонкого тела от «слабых» мест.

В йоге, тонким телом, считается энергетическая оболочка, присущая каждому человеку и другим живым существам. Она состоит из трех тел: пранического ментального и тела сознания.

Упражнение принесет пользу каждому практикующему, приближая его к управлению сексуальной энергией для укрепления физического и психического здоровья. Данный вид энергии считается самым мощным, обычно использующимся не по назначению, который растрачивается зря на образы, эмоции и слова.

Йогины вкладывают в Маха бандха значение возможности сделать первый шаг осознанию и контролю сексуальной силы.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: